Структура каталога | Участники сборника 2005 г. | Участники сборника 2004 г.
 
Развитие системы радиосвязи
в органах внутренних дел Российской Федерации
 
  Трушин Станислав Владимирович,
начальник УИТТиС ДТ МВД России, полковник милиции
 
Часть 1. Другие статьи

Некоторые особенности применения систем широкополосного беспроводного доступа в построении мультисервисной сети связи для реализации концепции развития системы связи МВД России

Интегрированная система докумен-тированной связи и передачи данных

Концепция создания системы радио-связи для оперативных подразделений МВД России

Приемно-контрольные приборы с беспроводными извещателями

Интегрированный банк данных коллективного пользования ИЦ при УВД Ульяновской области

Ведомственная сеть связи УИС - история становления, развития, пути совершенствования

1. Необходимость разработки Программы

Динамика преступных проявлений в стране за последние годы является одним из основных факторов, вызывающих беспокойство российских граждан. Осложнение криминогенной обстановки; активизация деятельности организованных преступных формирований, приобретающей транснациональный характер; рост технического, научного и финансового потенциала преступной среды; увеличение числа тяжких и особо тяжких преступлений против личности, а также грабежей, разбоев, краж и других преступлений против собственности на фоне негативной статистики раскрываемости вызывают недоверие граждан к способности правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств.

На сегодняшний день одной из самых злободневных задач, стоящих перед всеми правоохранительными органами и, в частности, органами внутренних дел, является борьба с терроризмом, угроза проявления которого используется как средство устрашения общества и государства в политических целях. Сложность проведения мероприятий по противодействию террористическим угрозам заключается в необходимости осуществления целого комплекса мер, в том числе воздействия на факторы, способствующие возникновению и развитию терроризма (экономические, культурные и социальные). Кроме того, это обусловлено особенностью используемых террористами методов и средств, в том числе применением высоких технологий, фактором внезапности и др.

Вместе с тем, с учетом постоянного роста и усложнения задач, стоящих перед МВД России, при неизменном штатном составе ОВД, а также ряда объективных обстоятельств, в первую очередь связанных с недостаточным материально техническим и кадровым обеспечением, решение указанных задач в значительной мере затруднено. Поэтому МВД России принимает меры по ослаблению негативного влияния имеющихся проблем на реализацию задач, стоящих перед органами внутренних дел, путем повышения уровня организации управления и эффективности использования сил и средств.
Одним из основных направлений в деле реализации указанных мер является совершенствование системы обеспечения ОВД современными техническими средствами и комплексами радиосвязи. В рамках выделяемых из федерального бюджета средств МВД России постоянно проводит мероприятия по привлечению средств региональных и местных бюджетов для выполнения указанной задачи.

В целях решения перечисленных проблем, концентрации усилий на важнейших направлениях работ по развитию системы связи ОВД необходимо обеспечить комплексный подход. Первым шагом на этом пути является разработка Программы развития системы радиосвязи органов внутренних дел, рассчитанной на 2006-2008 годы. Ее реализация должна обеспечить комплексное оснащение и перевооружение подразделений Министерства внутренних дел РФ системами аналоговой и цифровой радиосвязи, а также создание цифровых радиосетей.

Выполнение предусмотренных Программой мероприятий требует значительных объемов государственной финансовой поддержки. Программу невозможно реализовать в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества мероприятий по реконструкции и оборудованию объектов (служб и подразделений ОВД), вводу их в техническую эксплуатацию. В связи с этим Программа рассчитана на 3 года с возможной пролонгацией.

Программа разработана в соответствии с критериями формирования федеральных целевых программ, одобренных Правительством Российской Федерации. Предполагается, что мероприятия Программы будут включены в региональные программы и планы реализации мероприятий по развитию системы радиосвязи органов внутренних дел.

2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

Радиосвязь является основным видом связи со стационарными и подвижными объектами, а в ряде случаев единственным видом связи, обеспечивающим управление органами и подразделениями внутренних дел при осложнении оперативной обстановки и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Использование радиосвязи позволяет в короткие сроки сконцентрировать в нужном месте необходимое количество оперативных сил и средств для проведения мероприятий, согласовать по месту и времени их действия и осуществлять единое руководство ими.

Совершенствование системы радиосвязи органов внутренних дел планируется организовать по двум основным направлениям:

1) доведение парка аналоговых станций до количества, соответствующего табелю положенности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в соответствии с утвержденными схемами организации связи;

2) развертывание в интересах подразделений МВД России цифровых систем радиосвязи.

2.1. Развитие аналоговой радиосвязи

Обеспеченность органов внутренних дел средствами радиосвязи в настоящее время поддерживается на должном уровне только за счет того, что оборудование эксплуатируется по 2-4 срока службы (средний срок эксплуатации составляет 6,5 лет). Из имеющегося парка средств радиосвязи около 25% составляют современные образцы. На 1 января 2005 года подлежало списанию более 100 тыс. единиц радиостанций.
По диапазонам частот средства радиосвязи, используемые в органах внутренних дел, можно разделить на следующие направления.

ВЧ-диапазон
Используется для организации связи на больших расстояниях, а также мобильными подразделениями специального на значения, участвующими в крупномасштабных антитеррористических операциях.
В рамках реализации Программы запланирована замена старых аналоговых стационарных станций, используемых в настоящее время для организации радиосвязи на региональных участках опорной ведомственной сети связи, на новые цифровые модели.

ОВЧ-диапазон
В данном диапазоне работает основной парк радиосредств органов внутренних дел. В качестве основных направлений развития радиосвязи рассматриваются перевод радиосетей на шаг сетки 12,5 кГц и широкое внедрение режима двухчастотного симплекса с ретрансляцией сигнала.

УВЧ-диапазон
Получил широкое распространение в Московском регионе, в МВД Республики Татарстан, ГУВД Санкт-Петербурга, а также на территории Чеченской Республики и ряде других регионов.

2.2. Развитие цифровой радиосвязи
Основной вопрос развития цифровой радиосвязи заключается в выборе стандарта. В Российской Федерации широкое применение получили два стандарта: АПКО-25 и ТЕТРA.

Принципиальное отличие между стандартами АПКО-25 и ТЕТРА заключается в способе доступа к ресурсам системы. ТЕТРА использует многостанционный доступ с временным разделением каналов (МДВР), а АПКО-25 - с частотным разделением (МДЧР).

МДВР ТЕТРА позволяет обеспечить более эффективное использование частотного ресурса, так как на одной несущей можно организовать четыре рабочих канала (в АПКО-25 в настоящее время - два). Однако при этом требуется обеспечить высокий уровень линейности приемопередающего тракта и оконечных усилителей, чего удается достичь только при небольшой выходной мощности абонентского оборудования. По этой причине зона обслуживания базовых станций ТЕТРА получается меньше (в 1,5-2 раза), чем в АПКО-25, а количество оборудования, необходимого для покрытия одних и тех же территорий, - больше. Последнее приводит к повышению стоимости системы, снижению надежности работы сети и увеличению времени установления соединений (вероятность нахождения абонентов в разных зонах существенно возрастает). Кроме того, в системах с меньшим количеством зон проще решить вопросы неравномерности трафика во времени, что для ОВД является весьма актуальной задачей, так как наивысшая интенсивность обмена имеет место при возникновении происшествий, остальное время каналы ОВД загружены слабо.

Другим важным преимуществом систем стандарта АПКО-25 является высокая степень защиты информации и системы в целом от несанкционированного доступа. Стандарт АПКО-25 изначально разрабатывался как инструмент для создания систем связи правоохранительных органов, поэтому вопросы защиты отрабатывались на всех стадиях разработки стандарта, что позволило обеспечить высокий уровень конфиденциальности во всех звеньях системы. Стандарт ТЕТРА первоначально был ориентирован на создание систем коммерческой связи, интересы правоохранительных органов стали учитываться позже.
Уязвимым местом стандарта ТЕТРА является ограниченность рабочего диапазона системы. В настоящее время диапазон рабочих частот для ТЕТРА не совпадает с диапазоном, выделенным для ОВД России.
Важным преимуществом стандарта АПКО-25 является возможность работы в одной системе новых цифровых радиостанций и аналоговых радиостанций старого парка. Это позволяет осуществить "мягкое" внедрение новых цифровых технологий, что невозможно при использовании стандарта ТЕТРА.

Стандарт ТЕТРА имеет ряд преимуществ.

Первое - возможность организации в ближайшем будущем крупного серийного производства аппаратуры и комплектов специализированных БИС, которые могут быть использованы любыми производителями (в том числе и отечественными) для создания аппаратуры ТЕТРА. Именно для ТЕТРА разработано много прикладных информационных систем и приложений.

Второе - перспектива более гибкой ценовой политики. В настоящее время аппаратура стандарта ТЕТРА является более дорогой, чем АПКО-25. Однако, учитывая, что системы данного протокола планируется использовать как для правоохранительных органов, так и в качестве систем общего пользования, можно предположить, что вскоре за счет выпуска больших серий цены на аппаратуру ТЕТРА существенно снизятся. Предполагается, что абонентская станция будет стоить не более 300 долл. США. Системы АПКО-25, ориентированные на использование в правоохранительных органах, вряд ли найдут широкое коммерческое применение. Следовательно, рынок продаж будет гораздо меньше, чем у ТЕТРА, а стоимость абонентского оборудования, соответственно, выше. Тем не менее, инфраструктура систем ТЕТРА будет дороже, поскольку, как было показано выше, для покрытия одних и тех же территорий в TЕТRA требуется большее количество базового оборудования.


Третье преимущество ТЕТРА может быть реализовано в случае, если Правительство России примет решение о создании на базе этого стандарта системы транкинговой связи федерального уровня и откроет полное или частичное финансирование данного проекта. В этом случае МВД России не придется вкладывать средства в создание инфраструктуры системы, и есть вероятность, что часть ресурса будет предоставляться правоохранительным органам на безвозмездной основе.

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы. Аппаратура стандарта ТЕТРА хорошо подходит для использования в Европе, где на ограниченной территории сконцентрировано большое количество абонентов, а страны - члены ЕС могут объединить финансовые ресурсы для создания коллективной системы. В России ситуация обратная. Концентрация абонентов значительно меньше, а территория гораздо больше, финансовые ресурсы крайне ограничены. Поэтому для органов внутренних дел России при создании собственных систем цифровой радиосвязи предпочтительным будет являться протокол АПКО-25.

Основные различия стандартов АПКО-25 и ТЕТРА приведены в таблице.

Основные различия стандартов АПКО-25 и ТЕТРА
  АПКО-25 ТЕТРА
FDМА ДА НЕТ
ТDМА Фаза 2 ДА
Радиостанции большой мощности ДА НЕТ
Радиостанции малой мощности ДА ДА
Конвенциональный режим ДА НЕТ
Транкинговый режим ДА ДА
Отдельный ретранслятор ДА НЕТ
Системы с разнесенным приемом ДА НЕТ
Симулкаст, мултикаст ДА НЕТ
DES-шифрация ДА НЕТ
Прямой режим с большой мощностью ДА НЕТ
Полнодуплексный телефон планируется ДА
Передача данных ДА ДА
Скоростная передача данных до 96 кбит/с ДА НЕТ
Совместимость с имеющимися аналоговыми радиостанциями ДА (в конвенци-ональном режиме) НЕТ
Возможность работы в любом профессиональном диапазоне частот ДА НЕТ
Возможность использования имеющихся (аналоговых) зон ДА НЕТ
Полицейские функции связи ДА ДА

Таким образом, в МВД России в соответствии с руководящими документами начаты работы по развертыванию оборудования цифрового стандарта АПКО-25 (развернуты системы в ГУВД
г. Санкт-Петербурга и ГУВД г. Москвы, разворачивается система в МВД Республики Татарстан). Наиболее предпочтительным является выбор именно данного стандарта. По приблизительной экспертной оценке, стоимость модернизации системы радиосвязи МВД России в стандарте ТЕТРА обойдется в 3,5 раза дороже, чем в стандарте АПКО-25.


3. Использование устройств защиты информации в аналоговых и цифровых радиостанциях

Защита информации в сетях радиосвязи обеспечивается с помощью устройств преобразования речи (УПР), которые кодируют голосовую информацию, передаваемую по радиоканалу с помощью радиостанций. Такие устройства по сложности преобразования кода делятся на маскираторы и скремблеры. Они выполнены, как правило, в виде отдельной платы с габаритными размерами около 25х35 мм, которая устанавливается в радиостанции. Эти устройства не предназначены для передачи по эфиру секретной информации. Они служат для защиты служебной информации от прямого прослушивания милицейских каналов различными приемными устройствами.

Задача состоит в том, чтобы обеспечить подразделения ОВД устройствами защиты информации по доступной цене с возможностью их установки в широкий парк радиостанций.

Такое устройство отечественного производства было разработано и внедрено в парк радиостанций, эксплуатирующихся в оперативных подразделениях МВД России. Стоимость маскиратора серии "04ХК" составляет в среднем 1200 руб. С 1999 года было установлено более 8 тыс. данных маскираторов в радиостанции для различных подразделений МВД России.

Положительным является тот факт, что при проведении антитеррористической операции в СКР была развернута многоканальная оперативная радиосеть с "закрытыми" каналами. Мобильный ОМОН, СОБР и подразделения ВВ были оснащены радиостанциями с маскираторами. Это позволило использовать "закрытую" радиосеть как вспомогательную для координации управления и взаимодействия при проведении боевых операций.

Опыт использования маскираторов серии "04ХК" показывает, что они имеют следующие достоинства:
обеспечивают приемлемый уровень защиты передаваемой информации от несанкционированного прослушивания радиоканала с помощью приемных устройств, не оснащенных аналогичными средствами вскрытия информации;

- не ухудшают разборчивость восстановленной речи на предельной дальности радиосвязи;
- не влияют на работоспособность систем радиосвязи, использующих ретрансляционное оборудование;
- имеют малые габариты, мощность потребления электроэнергии;
- доступны по цене, могут устанавливаться в большое количество типов радиостанций, используемых ОВД и ВВ МВД России;
- прошли климатические и механические испытания, электрические параметры которых подтверждены техническими требованиями на изделие.

Поэтому на первом этапе применение маскираторов серии "04ХК" в развернутых радиосетях СКР при проведении антитеррористических операций было оправданно.

Эти устройства могут успешно использоваться и в радиосетях подразделений службы безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, службы пожарной безопасности, вневедомственной охраны, охраны объектов и других служб.

В то же время для оперативных служб и при организации "закрытой" радиосвязи в зонах боевых действий, в том числе в СКР, применение маскираторов с низкой степенью временной стойкости защиты информации является неприемлемым. Это обстоятельство снижает частоту оперативно-тактического применения устройств защиты информации. Данный факт усугубляется еще и тем, что на территории СКР в руки потенциального противника при различных обстоятельствах попадают радиостанции и радиосеть прослушивается. Это крайне негативно отразилось на дальнейшем использовании радиостанций с УПР во внутренних войсках при проведении боевых операций.

Для оперативных главков Министерства внутренних дел с учетом специфики их работы будут рекомендованы скремблеры или шифраторы, которые имеют цифроаналоговое преобразование речевого спектра и возможность программно формировать системные функции, а именно:

- обеспечивать возможность оперативной смены ключевых комбинаций по эфиру;
- обеспечивать группообразование по службам, регионам и т.д.;
- осуществлять контроль абонентов сети по индивидуальным номерам радиостанций с помощью системы мониторинга;
- запрашивать радиосредства и контролировать зону вхождения в радиосвязь;
- блокировать радиосредства по радиоканалу;
- совмещать код, используемый в УПР серии "04ХК".

Такой тип скремблеров планируется использовать в 2005 году для организации радиосетей отдельных подразделений ОВД и ВВ МВД России. Это позволит защитить служебную информацию от прослушивания, даже если у противника будет аналогичная аппаратура. Появится возможность с помощью программатора оперативно менять коды (а их несколько миллионов) при проведении локальных операций. В случае утери радиостанции ее можно заблокировать по эфиру, используя специальный код. Все радиосредства сети имеют индивидуальные номера, которые отображаются на мониторе диспетчера при выходе на передачу. Обеспечивается совместимость по кодам между скремблером и маскиратором серии "04ХК". Стоимостные характеристики такого скремблера оцениваются в 3-4 раза выше, чем стоимость УПР серии "04ХК"; по оценкам специалистов, они не будут превышать 160 долл. США.

Безусловно, новый тип скремблера позволит повысить уровень защиты информации без закупки новых радиостанций, путем замены УПР старого образца или установки его в уже имеющийся парк аппаратуры.
Особо необходимо отметить системы радиосвязи с цифровым кодированием.

Положительный опыт применения цифровой радиосвязи с использованием шифратора речи реализован в комплексе "Альфа". Аппаратура комплекса установлена в дежурных частях ОВД Республики Дагестан вдоль границы с ЧР и по северной границе Ставропольского края. Данный комплекс позволяет с гарантированной стойкостью защиты информации осуществлять радиообмен и передачу данных. Режим передачи широко используется подразделениями при докладе оперативных сводок. Чтобы развернуть сеть цифровой радиосвязи, требуется закупка всего комплекса аппаратуры.

К сожалению, данный комплекс не нашел широкого применения в СКР из-за высокой стоимости оборудования, низкой надежности и ограниченного функционального применения закрытого радиоканала.

Перспективным направлением является внедрение транкинговой системы радиосвязи протокола АПКО-25 с использованием цифрового кодирования (шифрации) речи. В текущем году планируется провести эксплуатационные испытания аппаратуры в сети двухчастотного симплекса.

Кроме вышеуказанных УПР, в МВД России проводятся испытания и других типов устройств, которые в дальнейшем будут предложены к использованию в повседневной работе сотрудников ОВД. Основная цель Программы в этом направлении - оснастить все ведомственные радиостанции УПР.
ООО "ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОСТ"
117133, Москва, ул. Халтуринская, д. 6А
Тел./факс: (095) 160-9992, 160-9892